12 дек. 2013 г.

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка

                                                          Чтение – это окошко, через которое дети видят
                                                          и познают мир и самих себя.
                                                         Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
                                                         когда, наряду с чтением,
                                                         одновременно с ним и даже раньше,
                                                         чем впервые раскрыта книга,
                                                        начинается кропотливая работа над словами.
                                                                                                   В.А. Сухомлинский
      Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети к  седьмому - восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются.
   В. А. Сухомлинский отмечал: “Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.
Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира. Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать.
       Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и его основа - привычка ребенка читать.
       Для формирования потребности в чтении и письменной речи педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важную переписку, содержание которой, должно лично задеть ребенка и апеллировать к самым главным и сильным его интересам. Приведем следующий пример: " Саша мечтает о настоящем друге. Он болен, сидит в окружении любящих взрослых, любимых игрушек, но вдали от приятелей. по телевизору он увидел фильм про мальчика. Главный герой так понравился мальчику, что ему захотелось с ним подружиться. Мама посоветовала написать ему письмо. Саша старательно и увлеченно работал целый час, и вот письмо будущему другу готово. Вскоре приходит "ответ", написанный крупными печатными буквами, слова выбраны простые, короткие фразы. автор письма - мама. Она знает, что вызывает интерес сына. Так завязывается "переписка".
В жизни любой семьи имеется много возможностей для замены устного общения письменным, которое будет способствовать тому, что ребенок приобщится к записи, а значит  усовершенствуется  и его техника. Несколько советов родителям.
Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда  привлекательный для детей.Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено.
   Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения.   В программе начальных классов она составляет 90-100 слов минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.
   Третья точка зрения принадлежит В.А. Сухомлинскому. В своей книге "Разговор с молодым директором школы" он писал, что беглое, нормальное чтение - это чтение в темпе 150-300 слов в минуту.
  Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В. Н. Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу 3-го класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты - 120 слов в минуту, троечники - 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим , чтобы наша дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации  В. А. Сухомлинского.
 Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.  В.Н. Зайцев дает следующие рекомендации.

  

2 комментария:

  1. Данная статья была составлена родителям первоклассников.

    ОтветитьУдалить
  2. Валентина Николаевна, здравствуйте! Случайно "забрела на Ваш блог. Правильная статья. Сделаю ссылку на свой блог "КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ". Спасибо за интересные материалы на блоге.

    ОтветитьУдалить